Строительная отрасль в 2020 году получила настолько крупную поддержку, что стала не только генератором дополнительного национального дохода, но от нее ускорилась инфляция за счет удорожания как завершенных объектов строительства, так разнообразных строительных материалов. Но к концу года появился вопрос, а ту ли отрасль поддерживали? Не ждет ли ее внутренний кризис, который господдержка лишь отсрочит и усилит?!

Завершающийся 2020-й год продемонстрировал нам, что мегаполисы становятся малокомфортным местом для жизни людей. Общественный транспорт сделался ненадежен и не слишком безопасен. Индивидуальный транспорт в городах продолжают дискриминировать, поскольку муниципальная дорожная сеть не справляется с нагрузками. Досуг и общение в реале оказались практически под запретом. Даже найти работу в мегаполисе стало существенно труднее, многие профессии оказались не нужны, а взамен их представителям предлагают тяжкий и низкоквалифицированный труд. Принимая во внимание также все больший уход торговли в Интернет и сворачивание деятельности торговых центров, мы вправе сказать, что город потерял существенную долю своей привлекательности.

А значит, либо большой город должен как-то измениться, либо цивилизацию ждет очередная, причем вовсе не первая в ее истории, деурбанизация. Это не означает, что все вновь переедут в сельскую местность, как это было два с половиной века назад, но количество людей, стремящихся жить за городом, резко увеличится, как и число тех, кто будет предъявлять повышенные требования к жилью в самом городе.

Наверняка изменится структура занятости (хотя сектор услуг обязательно продолжит расти), что должно будет негативно воздействовать на потребность в офисной и коммерческой застройке, зато должен вырасти спрос на склады с развитой транспортной инфраструктурой.

И мы сейчас не знаем, как должен меняться город, чтобы соответствовать новым вызовам и поменявшемуся образу жизни. А поскольку мы это не понимаем, то, теоретически, не стоит и активно направлять деньги в строительство, чтобы потом не было очень обидно сносить новые, но совершенно ненужные постройки. Нет, конечно, с точки зрения макроэкономики и такой способ поддержания производства и занятости возможен, но без всяких экономических теорий понятно, что бесплодный труд для общества бесполезен.

Поделиться ссылкой: