Немецкий гигант Mercedes-Benz переживает лучшие времена в своей истории, и значительная часть заслуги принадлежит этому человеку: Роберту Леснику, главе компании по дизайну экстерьера и правой руке вице-президента по дизайну Гордона Вагенера.
Лесник родился в небольшом городке в Словении. В детстве он хотел стать дизайнером автомобилей и с огромным упорством смог найти работу в знаменитом центре в Пфорцхайме. Затем он работал в Volkswagen и Audi, в том числе возглавлял их дизайнерский центр в Калифорнии, и некоторое время работал в Kia, прежде чем перейти в Mercedes. Мы разговариваем с Робертом Лесником на Женевском автосалоне.
Г-н Лесник, месяц назад, когда Дитер Цетше объявил о самых высоких годовых результатах в истории Mercedes, он сказал, что главной причиной этого достижения был дизайн. Что бы вы сказали?
— Вы спросите у дизайнера … Однозначно дизайн был одной из главных причин.
За последние четыре года мы сделали большой шаг вперед. Мы омолодили всю компанию, весь бренд. На данный момент у нас есть 35 различных моделей. Все они выглядят современно и отличаются от своих предшественников. Так что дизайн определенно был одной из главных, если не главной причиной успеха Mercedes.
Недавно компания объявила, что создаст отдельный модельный ряд электромобилей, минимум десять моделей. Ваша работа увеличилась вдвое?
— Каждая дополнительная модель — это, конечно, дополнительная работа. Но это тоже очень интересный вызов. Совершенно другой подход. Так что мы не жалуемся.
Насколько сложно создать электромобиль по сравнению с обычным? Дизайнеры много жаловались на то, что требования безопасности ограничивают их работу. И теперь автономное управление обязывает вас соблюдать такие вещи, как датчики, радары, камеры.
— Возможно, некоторые дизайнеры жаловались, но не мы. Стандарты безопасности — это хорошо, и если все будут следовать одним и тем же правилам, гонка будет честной.
У электромобилей архитектура другая, потому что нет двигателя внутреннего сгорания — и это открывает много новых возможностей. Время интересное. Для меня это не проблемы, а вызовы.
Расскажите нам о некоторых особенностях современных автомобилей, которые могут полностью исчезнуть через десять лет.
— Сами пропорции изменятся. Сегодня мы имеем типичную пропорцию автомобиля с задним приводом — с длинным капотом, потому что под ним находится большой двигатель. Так мы представляем себе большой роскошный автомобиль — с вытянутым капотом. Но если спереди нет двигателя, нужно ли соблюдать эту пропорцию? Вместо этого мы можем увеличить пассажирское пространство. Внезапно оказывается, что мы можем получить пространство там, где раньше это было невозможно.
Другой — дефлекторы спереди. В будущем мы сможем безопасно перемещать кулеры в другое место — в очень необычных положениях. Что изменило бы облик самой машины. Однако не стоит переусердствовать, ведь Мерседес надо признать Мерседесом …
Какую роль в вашей работе играют большие данные, массивы информации? Еще никогда не было так легко узнать, что нравится публике … Вы этим пользуетесь?
— Нет. Я не думаю, что дизайн — это демократический процесс. Нельзя спрашивать людей, чего они хотят через четыре года. Большинство людей не творческие люди, они не дизайнеры или художники. Мы создаем будущее. И мы абсолютно уверены, что то, что мы делаем сегодня, будет уместным через четыре года и будет соответствовать бренду. Нет смысла спрашивать у широкого круга посторонних, как выглядит то или иное. В прошлом часто случалось, что показывали что-то футуристическое, и обычная реакция людей — отвергать это … Намного важнее иметь собственную стратегию на будущее — и у нас она есть, это называется эмоциональной чистотой. И пока у нас это работает очень хорошо … Нам лучше не спрашивать слишком много людей.
Автомобильный дизайн был отдельной профессией на протяжении многих десятилетий и имел свои легенды и пророков. Но теперь многие другие компании, такие как Apple, Google, Uber и многие другие, продвигают автомобильный сектор. Как вы думаете, их внешний вид может повлиять на дизайн?
— Я считаю, что смотреть на вещи открытым взглядом по-новому — это всегда хорошо. Иногда даже полезно выйти из студии на день или два, например, покататься на лыжах, и тогда все будет выглядеть иначе.
Так что если кто-то, кто никогда не делал машины, теперь захочет попробовать, в этом нет ничего плохого. У нас нет проблем с этим. Но этим людям надо проявить себя. Пока я слышал много историй и амбициозных планов, но ничего не видел. Давай посмотрим что происходит. Для нас важно не застревать на одном месте, как это может случиться с человеком со 130-летним опытом. Традиции — это великая вещь, но вы должны уметь реагировать на изменения и меняться сами. Мы делаем это с такими вещами, как новый электрический диапазон EQ. Мы готовы ответить на все, что могут попробовать другие. Посмотрим, наконец, кто как сделал. Я большой оптимист для Mercedes.